В последнее время, на страницах различных изданий, можно было увидеть огромное количество публикаций о текущем финансовом кризисе. Кто то, смотрит в будущее оптимистично и говорит что кризис только на пользу. Кто то, кричит лишь о негативе, мол, бизнесу не выжить в таких условиях. Что ж, каждое мнение имеет право на жизнь. Но как в действительности выжить бизнесу в текущих условиях? Никто не дает конкретных и действенных советов. Я постараюсь дать ряд работающих, а главное реальных, рекомендаций о том, как бизнесу выжить в условиях кризиса. Итак, первое что, нужно усвоить, кризис реален, но в «нереальном» секторе. В большинстве своем кризис находится «в голове». Я до сих пор, к примеру, не могу понять безудержных увольнений. Разве от того что людей станет меньше остальные начнут работать лучше? Вряд ли. Я часто общаюсь с работниками различных компаний, все чувствуют лишь страх и панику. В такой атмосфере невозможно превзойти конкурентов. А ситуация на рынке складывается именно таким образом – или ты сильнее всех, или ты проиграл. В условиях кризиса выживают сильнейшие. И сила заключается не в количестве наличных, а в умении адаптироваться, нестандартно мыслить и принимать смелые решения. И вод ряд маркетинговых решений, которые коренным образом могут поменять ваш бизнес.

Решение 1. Вы даете общественную рекламу? Тогда добивайтесь своей цены. На рынок медиа, кризис имеет такое же влияние как и на других. Компании сокращают расходы на рекламу, соответственно медиа уже не могут диктовать свою цену. Тогда диктуйте вы. Да именно вы. Потому что настало время когда клиент, действительно царь и бог. То же касается и ваших подрядчиков и контрагентов.

Решение 2. Настала пора достать смелые проекты из сейфа. Всяческим образом поощряйте своих сотрудников на креатив. Поощряйте инноваторство. Данные затраты окупятся гораздо больше чем вы думаете. К тому же именно сейчас вам нужны смелые, действительно смелые решения, чтобы выиграть эту войну с конкурентами.

Решение 3. Полная оптимизация. Необходимо отказаться от «сомнительных» каналов коммуникации. Переток денежных средств должен происходить в направлении только проверенных каналов коммуникации или в полностью новые проекты. Новые проекты в свою очередь могут дать гораздо больший эффект рычага.

Решение 4. Тяжелый шаг, но тем не менее, не стоит урезать затраты на вашу рекламу. Повторю еще раз, не стоит урезать затраты на рекламу. Именно сейчас время заявить о себе. Только необходимо позаботиться о том, чтобы реклама была качественной. Нет критерия «нравится, не нравится», ест лишь критерий «работает, не работает», работайте с теми кто сможет вам доказать что это работает, и даст гарантию. Помните, хорошая реклама и плохая реклама – стоят одинаково.

Решение 5. Увольняйте «балласт». Прошла пора сомнительной работы родственников на непонятных должностях. Вам нужны реальные специалисты – практики. Ищите их, берите их. Так как только они знают, как нужно действовать. Нужны те, кто действительно показывает результат, а не красиво поет.

Решение 6. Бабло уже не побеждает зло. Очевидное следствие – потребность в малобюджетном, инновационном маркетинге. Точка. От этого и отталкиваемся. Основные инвестиции – время, а не деньги.

Решение 7. Последнее. Партизанский маркетинг – новая точка отсчета. Что такое партизанский маркетинг? Мне более всего импонирует следующее мнение:

«Условия для выживания партизанского отряда: постоянное движение, мобильность и всегда сохранять бдительность» — Команданте Че Гевара.

Каков арсенал партизанского маркетинга, это: агитация, вирусы, шок, диверсии, снайперская винтовка, маркировка, маскировка, промо гранаты. Какое оружие лучше всего выбрать? Нет универсального оружия. Необходимо быть всегда готовым к риску. Тестируйте оружие на кроликах, прежде чем идти с ним на медведя. И помните – партизан без калькулятора – плохой партизан. Вы всегда должны измерять эффект от ваших действий. Не бойтесь быть провокационными. Отличие от остальных – вот залог успеха.

Выводы: Партизанщина – всегда локальна и несет в себе риски. Выбирайте оружие в соответствии с задачами. Не бойтесь смешивать тротил с агит-шайбами, даже если до вас этого никто не делал! Не забывайте про цели, калькулятор и планирование, а самое главное про правильную реализацию идеи! Основные инвестиции это время, а не деньги!

Роман Зайцев

»crosslinked«